?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Год выхода
: 1967
Страна: Бразилия
Язык: Португальский (English.str.sub в папке с фильмом)
Продолжительность: 106 мин.
Жанр: Драма

Режиссёр: Глаубер Роша
Сценарист: Глаубер Роша
Оператор: Луиз Карлос Баррето
Композиторы: Джузеппе Верди, Хейтор Вилла-Лобос
Актёры: Жардель Фильхо, Пауло Аутран, Жозе Левгой, Глаус Роша, Пауло Грасиндо, Хуго Карвана, Дануза Леайо, Джофре Соарес, Модесто Де Суза, Марио Лаго, Флавио Миглиаццо, Тельма Рестон, Хосе Мариньо, Франциско Милани

IMDb User Rating: 7.9/10 (386 votes) 


Бразильский режиссер и теоре­тик кино, сценарист, продюсер, писатель, поэт. Родился 14 марта 1939 г. в Витории-де-Конкишта (штат Баия), умер 22 августа 1981 г. в Рио-де-Жанейро.

Глаубер Роша — один из основа­телей бразильского "синема ново" (нового кино), его практик и теоре­тик, реформатор киноязыка; твор­ческое наследие этого режиссера вошло в историю мирового кино.

Место рождения Глаубера Роши — живописный бразильский штат Баия (воссозданный на страницах романов его земляка и друга Жоржи Амаду), край с уникальным сплавом разнообразных традиций, ведущих начало из индейской, португальской и негритянской культур, повлиял на формирование личности и творчество будущего кинематографиста. Г. Роша не сразу нашел себя. Студентом изучал право в университете Баии, работал на радио и телевидении, с 1955 г. сотрудничал в периодических изданиях Баии и Рио-де-Жанейро, писал критические статьи о кино и литературе, пробовал силы в театре как актер и режиссер-постановщик, руководил киноклубами. Становле­ние Роши как художника проходило в благоприятной атмосфере демокра­тических преобразований в Брази­лии, когда при правительстве Жоао Гуларта в 1961 — 1964 гг. были орга­низованы народные центры культу­ры, в деятельности которых наме­тились контуры движения "синема ново".

Роша жадно изучал классику и современное зарубежное кино, читал работы С. Эйзенштейна, переведен­ные в то время на испанский язык. Его первый игровой короткометра­жный фильм "Патио" ("Дворик", 1959), насыщенный метафорами, многозначными образами, сделан под явным воздействием теории монтажа Эйзенштейна. Следы влия­ния советского классика проступают и в зрелой режиссерской работе Роши "Бог и дьявол на земле Солн­ца" (1964).

Начинающий кинематографист называл себя "сюрреалистом, футу­ристом, дадаистом и марксистом". Стремление к синтезу разнопоряд­ковых явлений осталось и в дальней­шем, придав его фильмам неповто­римое своеобразие. В этом плане творчество Г. Роши обнажило общую черту, свойственную сознанию ла­тиноамериканских художников: ассимилировать и переплавлять в самобытных формах опыт разных зарубежных школ и течений, не те­ряя связи с национальной почвой и средой.

Первый полнометражный худо­жественный фильм Г. Роши "Буря" (1961, спец. приз жюри МКФ в Карловых Варах) — смелая попытка автора сочетать негритянский фольк­лор и прямое политическое выска­зывание, эстетику религиозного мифа и одновременно его развенча­ние. Герои "Бури" — жители рыбац­кого поселка на побережье Баии, потомки некогда привезенных в Бразилию чернокожих рабов. Рабство негров, хотя и в иной форме, как явствует из фильма, сохраняется и в XX веке. Это — нищенское суще­ствование в извечной кабале у пере­купщиков рыбы и это — заворажи­вающая кабала древних верований и обрядов. Показывая живописность ритуалов, связанных с культом бо­гини Йеманжи, белые одежды черно­кожих жриц, гипнотизирующую ритмику танцев, режиссер в то же время стремится разрушить могучую власть религиозной веры над безро­потным народом. В структуре кар­тины четко обозначены два идейных полюса, на одном — такое понятие, как классовая солидарность бедня­ков, на другом — сфера иррациона­льного, религия как зло. Подобная расстановка политических акцентов характерна для фильмов Роши и его теоретических работ 60-х гг.

В 1962 г. вышла книга Роши "Критический пересмотр бразиль­ского кино", воспринятая как мани­фест "синема ново". Главными его задачами автор считал независимое от большой киноиндустрии произ­водство, отказ от системы звезд, непременную связь с бразильской действительностью и жизнью народа, а также создание самобытного ки­ноязыка. Идеи манифеста, поддер­жанные соратниками Г. Роши по новому кино Нелсоном Перейра дос Сантосом, Руй Геррой, Карлосом Диегесом и другими, нашли яркое воплощение в его картинах 60-х гг. Важнейшей теме "синема ново" — теме сертан (засушливых степей самого голодного района Бразилии Северо-Востока), посвящены две картины режиссера, принесшие ему международное признание: "Бог и дьявол на земле Солнца" (1964) и "Дракон зла против святого воите­ля" (1969, в Европе известный под названием "Антонио дас Мортес"). "Бога и дьявола..." Роша снимал в черно-белой гамме, строя компози­цию фильма по законам поэтики народного романса. Герои картины, крестьяне Мануэл и Роза, спасаясь от нищеты и голода, вначале примы­кают к негру-проповеднику святому Себастьяну (он символизирует Бога), который ради грядущего счастья требует от своей паствы жестоких самоистязаний и приносит в жертву новорожденного ребенка Розы. В поисках иного выхода герои присо­единяются к отряду кангасейру Ко-риско (популярный герой-разбой­ник народного эпоса), олицетворя­ющего в картине дьявола. Но и здесь царят порядки, основанные на наси­лии. Нареченный "Сатаной", Мануэл получает боевое крещение при по­громе помещичьего дома, где празд­нуется свадьба. Эта сцена превра­щается в кровавую феерию: держа в одной руке нож, а в другой — рас­пятие, Мануэл убивает жениха под музыку "Аллилуйи" Виллы Лобоса, сопровождавшей ранее пророчества св. Себастьяна. В итоге режиссер оставляет Розу и Мануэла, утратив­ших веру в обоих своих идолов, в одиночестве, а за кадром звучит ре­френ баллады: "земля принадлежит человеку, а не Богу и дьяволу". Исто­рия странствий героев, рассказанная языком символов и чувственно-пла­стичных образов, получила высокую оценку критики, а испанский режис­сер Луис Бунюэль сказал об этом фи­льме, что "он полон кровавой поэзии".

"Антонио дас Мортес" (приз МКФ в Каннах за лучшую режис­суру), первая цветная лента Роши, эффектная в своих визуальных ре­шениях, также использующая фольк­лорные мотивы, вышла в 1969 г., в условиях реакции и торжества воен­ной диктатуры. Этот фильм, как и другие фильмы представителей "си­нема ново", был запрещен цензурой. В "Антонио дас Мортес" автор пре­дельно сгущает символику, каждый из персонажей здесь представляет определенную социальную группу, будь то помещик-латифундист, учи­тель-интеллектуал, священник или кангасейру. На голых пространствах выжженной земли они разыгрывают свои партии, произносят монологи, переходящие в арии, а в конце сталкиваются в кровопролитном поединке. В финальном смертонос­ном ударе копьем, который наносит помещику негр в алых одеждах, оживает фольклорно-религиозный сказ о сражении св. Георгия с дра­коном, распространенный в Брази­лии. Разрушая жанровые перего­родки, режиссер сплавляет воедино эпопею, религиозную мистерию средневековья, бразильский вестерн, кинооперу, что в целом дает ощуще­ние карнавала образов, красок и звуков. Однако оригинальный стиль фильма своей усложненностью за­трудняет восприятие художествен­ного замысла.

Фильмы Роши и его соратников по "синема ново" пронизаны, как правило, мотивами социального насилия. В европейский кинемато­графический обиход в начале 60-х вошел термин "эстетика насилия", почерпнутый из критических работ Роши, который тесно связывал это понятие с "эстетикой голода". Он писал, что бразильскую культуру можно смело назвать культурой го­лода, на чем и "зиждется трагическая оригинальность "синема ново"... Нормальная реакция голодного — насилие, однако такое насилие идет не от примитивизма: эстетика наси­лия прежде всего революционна, а не примитивна". Противопостав­ленная буржуазным кинотеориям, эта эстетика проистекала непосред­ственно из социально-духовной ре­альности Бразилии и, шире, всей Латинской Америки.

Огромный резонанс и на родине, и в кинематографических кругах Европы получила картина Роши "Земля в трансе" (1967, приз ФИ-ПРЕССИ на Каннском МКФ; 8 пре­мий на МКФ в Локарно) о месте интеллигенции в борьбе за преобра­зование общества. На экране — вымышленная страна Эльдорадо, привычные заигрывания политичес­ких кандидатов с народом и крова­вые репрессии, освященные властью. Кипящий хаос политической реаль­ности передан лихорадочным рит­мом монтажа, барочной избыточ­ностью метафор, неожиданным со­отнесением изображения и оперной музыки, перебиваемой сухими щелчками огнестрельного оружия. Фильм прозвучал криком боли ав­тора за свою страну и свой народ.

Военная диктатура не могла при­мириться с подобным творчеством, и Роша вынужден был покинуть роди­ну. Находясь в эмиграции, он пытал­ся делать совместные постановки с Испанией, Италией, африканскими странами и даже предлагал сотрудни­чество Госкино в Москве в 1976 г., ставя во главу угла тематику нацио­нально-освободительного движения во всем так называемом третьем ми­ре. На этом пути самая большая удача Роши — снятая в Конго (Браззавиль) в 1970 г. лента "Семиглавый лев", где заметно влияние эстетики театра Брехта и традиций африканского театра масок. В Испании в том же году режиссер поставил по собствен­ному сценарию "Отрезанные голо­вы", метафорический фильм о судьбе диктатора (его сыграл известный испанский актер Ф. Рабаль), в образе которого автор видел некий иберо-американский вариант русского са­модержца Ивана Грозного.

Вернувшись на родину в период политической либерализации, Роша снял в 1977 г. документальные ленты "Ди Кавалканти" и "Жоржи Амаду в кино", а в 1980 г. поставил свой последний художественный фильм "Возраст земли" (спец. приз жюри Каннского МКФ). В этой картине, вобравшей в себя почти все приметы художественного стиля режиссера и его излюбленных тем и образов, красной нитью проходит идея слу­жения кинематографа освобождению угнетенных народов разных стран и континентов. 

              Экранное искусство Глаубера Роши, воплотившее и своеобразие национальной культуры, и противо­речия социальной действительности, став важным этапом в развитии бра­зильского кино, во-многом предо­пределило пути всего современного кинематографа Латинской Америки.
Т. Ветрова

 

Description
Earth Entranced follows on from his more well-known work Black God, White Devil (voted the greatest Brazilian film of all-time), and Antonio das Mortes (the only film to date that’s available to watch in Wellington – at the Victoria University library). Made a few years after the 1964 coup, Rocha appears to wonder how a coup can take place so quickly and without any resistance. The quick-shifting political allegiances, and selfishness of those in power that Rocha demonstrates in the film are clearly linked to what went on Brazil – and it’s for this reason probably that both the Left and the Right vociferously derided the depictions of politics in the film. And indeed, the film was banned for some time.

The film is set in the fictional country of El Dorado. Of course, this is a none too subtle symbolic reference to Brazil (also drawing on the potent mythology of the famed city of riches). The film follows Paulo Martins, an idealistic journalist who finds himself caught between two equally corrupt and dangerous politicians. Of course, chuck in nationalisation, foreign companies, populism, religion, money, and political flip-flops and you’ve got a pretty brutal view of Brazil. This isn’t merely a Marxist rant, rather it’s a very pessimistic deconstruction of the failure of politics and ideology in the Brazilian context. This is set-up right from the outset within the narrative.

The editing style is definitely from the Soviet montage school of cutting. Jarring juxtapositions and temporal discontinuity abound. While the narrative could hardly be called focused, the images are potent, from the orgiastic celebrations of the upper class, to the characters’ direct confrontation to the camera. The penultimate image is also amazing, as Paulo takes on the sky with a gun. The sound is quite remarkable – it’s an almost subjective mishmash of music, poetry and charged dialogue. This is the first time that many of these Brazilian films have been screened in New Zealand, and after watching Earth Entranced it’s a rare privilege (if you can call it that) to see films burn with such intensity and anger.






 

DVDRip
Video:
  701 Mb, XviD, 791 Kb/s, 592x384
Audio:  MP3, 103 kb/s
 
Cкачать:   http://www.rapidshare.ru/676533  

Profile

kino_art
Arthouse

Latest Month

Май 2008
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Разработано LiveJournal.com